Что такое дизайн деятельность


ВИДЫ СОВРЕМЕННОЙ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель дизайна – создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Д. Локти

.Предпосылками дизайнерского искусства являются:


  • прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов

  • экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна

Новый этап его развития возник при переходе от ручного производства к машинному. Для того, чтобы пользоваться только что изобретенными изделиями, им нужно было придать определенную форму, которая привлекла бы своим видом покупателей, чем успешно и занимается современный дизайн. Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна.

С первых же шагов становления дизайна как профессии он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. “От софы до среды города”, – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале столетия, “от иголки до самолета”, -заявляли они в 60-х гг. Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Возникнув в профессиональной среде архитекторов и художников, дизайн в процессе развития не только превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, но и сам стал активно влиять на художественное и архитектурное формообразование, все более и более расширяя свои профессиональные сферы. Для нас сегодня уже стали привычными не так давно появившиеся понятия, как дизайн одежды и прически, графический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти.

Изначально классификационным признаком, по которому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Каждый из этих материалов имел свою специфику, требовал особых знаний в области конструирования и технологии производства. В первых школах дизайна 20-х гг. – Баухаузе, ВХУТЕМАСе деление студентов велось по следующим направлениям: столярное дело, гончарное ремесло, металлообработка, ткачество, графика (полиграфия). Позднее этот перечень специализаций был расширен: появились “Эмали”, “Дизайн одежды”, “Интерьеры”, и совсем недавно – “Дизайн архитектурной среды”. Эти специализации составляют основные направления деятельности современного дизайнера. По этим направлениям создаются творческие и профессиональные союзы дизайнеров и определяют номинации выставок и конкурсов дизайнеров. Кроме индустриального дизайна, это дизайн архитектурной среды, дизайн одежды и аксессуаров, текстиль, графический дизайн, арт-дизайн. Как отдельная номинация рассматривается дизайн-теория и дизайн-образование. В кратком курсе Томаса Хауффе “Дизайн” популярного немецкого издательства “Дюмонт” перечисляется около 30 видов дизайнерской деятельности, включая автомобильный, компьютерный, предметный, имиджевый, дизайн коммуникаций, аппаратуры, продуктов питания, фильма, дизайн звука и т.д

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как “промышленное искусство”.

Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие, т.е. все то, что относится к изделиям так называемой категории “А”. Она является определяющей в экономическом развитии страны в целом, поэтому здесь сосредотачиваются основные научные исследования, экспериментальные разработки, внедрение самых новейших материалов и технологий. Все это накладывает особую ответственность на работу дизайнера. Ему приходится здесь создавать принципиально новые изделия в соответствии с постоянно меняющимися требованиями производства. Экономичность их решений, удобство и безопасность эксплуатации таких изделий, привлекательный что такое дизайн деятельность внешний вид – вот далеко не полный-круг вопросов, на которые дизайнер также должен дать ответ.

Самую распространенную на сегодня область дизайнерской деятельности группу - «Б» - составляют предметы быта – так называемые товары массового потребления. Среди них посуда, бытовые приборы, аудио - и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи. Они являются самой распространенной на сегодня областью дизайнерской деятельности. Изменчивость моды, а вместе с ней – конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обусловливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, над их постоянной модификацией и адаптацией к меняющимся условиям.

Излюбленным объектом творчества дизайнеров является мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или кресло. Мебель является своеобразной квинтэссенцией дизайна, где в полной мере проявляется целый комплекс вопросов эргономики, конструктивных решений, технологии производства, взаимосвязи материалов и формы, влияния современной моды. По формам мебели можно изучать историю дизайна от “венского стула” М. Тонета ХIХ в. до современной софы “Мэрлин” Ханса Холяйна.

Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппаратом. В арсенале дизайна накоплено немало идей и изобретений, которые призваны облегчить жизнь таким людям, вернуть их в процесс нормальной жизнедеятельности. Это специальная мебель и оборудование для интерьеров жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и другие средства передвижения и многое другое. В этом проявляется один из постулатов дизайна, как деятельности, связанной с заботой о человеке, созданием вещей и организации предметной среды для человека.

Наряду с мебелью особой популярностью в творчестве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и дипломного проектирования во многих школах дизайна. Проектирование игрушки, как и мебели, включает комплекс дизайнерских задач. С игрушкой ребенку должно быть удобно и безопасно играть, она должна отвечать строгим гигиеническим требованиям, должна быть индустриально изготовлена, а значит должна быть недорогой, не вызывать негативные реакции у ребенка и многое другое.

В истории нашей страны встречались такие обозначения, как "Декоративное искусство" или "Техническая эстетика". Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства. В 1959 году в качестве международного обозначения слова и смысла “Дизайн” все же был принят термин "industrial design" - “индустриальный дизайн. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Дизайн архитектурной среды подразделяется на дизайн интерьера и дизайн внешней архитектурной среды.

Современная деятельность дизайнера не ограничивается созданием отдельных предметов. В его поле зрения сегодня среда в целом – будь то интерьер общественного здания и жилого дома или внешнее пространство – ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания может трактоваться в буквальном смысле. Сравнивая работу дизайнера по организации предметно-пространственной среды с работой художника и архитектора, можно с определенной условностью сказать, что архитектор “организует пространство”, подчеркивая его драматургию архитектоникой, формой дверных и оконных проемов, игрой света, цветофактурой отделки поверхностей; художник “работает с плоскостью” в этом пространстве, эстетически осмысливая ее, внося художественные образы и знаки, создавая живописные панно, барельефы и скульптуры с учетом их восприятия в среде. Дизайнер же это “пространство оборудует” под определенные функциональные процессы, протекающие здесь, формируя психологически и физиологически комфортную для человека среду. Этот вид дизайнерской деятельности получил название “Дизайн архитектурной среды”. Сегодня существуют даже особые типы пространства, которые организуются по законам дизайна, например, салон авиалайнера, купе пассажирского поезда, каюта теплохода, кабина батискафа или космического корабля

Дизайн архитектурной среды подразделяется на дизайн интерьера и дизайн внешней архитектурной среды.

Дизайн интерьера включает в себя интерьеры и оборудования общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и свой круг профессиональных задач и методов их решения.

В интерьере общественных зданий задачи следующие: создание высокохудожественного образа уникального объекта. Поэтому особое внимание – отделочным материалам, которые определяют внешний вид интерьера, его образ. Пространства общественных зданий (т.к. рассчитаны на пребывание значительного числа людей) имеют часто зальный характер с большепролетными конструкциями. Используются пилястры, колонны и т.д.

В жилых помещениях палитра средств уже намного меньше, помещения имеют простые и компактные формы. Основной упор – на обстановку – мебель и оборудование. За счет ее стилистики во многом и формируется образ интерьера. В малогабаритных квартирах широко используется мобильная мебель: раскладные столы и диваны и т.д. Особое внимание – эргономике – учету пропорций человеческого тела.

Особенности организации интерьера промышленного здания, определяет характер производства. В зависимости от него задается пространственное настроение интерьера, выбирается его конструктивное решение. Например: пространственные габариты и конструкции сталеплавильного цеха будут отличаться от конвейера автозавода или цеха сборки ручных часов. Рабочее место должно быть комфортным.

В процессе развития дизайн стал выходить на улицы города. Сначала в виде автомобилей и киосков, затем торговых автоматов и телефонных боксов, пока не сменил традиционные «малые архитектурные формы» и вывески уличной мебелью и оборудованием, системой визуальных коммуникаций. Особо активное развитие «городской дизайн» получил в середине 60-х годов XX века с появлением высококомфортных благоустроенных пешеходных пространств.

В последнее время наряду с понятием «садово – парковое искусство» и «ландшафная архитектура» употребляется понятие «ландшафтный дизайн». Это небольшие благоустроенные зеленые уголки. «Фитодизайн» - искусство составления композиции букета или зеленого уголка в интерьере.

ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ И АКСЕССУАРЫ

Все большее развитие получает дизайн одежды. Еще недавно, в 60-70-е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; работы модельера-дизайнера – серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные “от кутюр” (haute couture), и серийно выпускаемая продукция “пред-а-порте” (pret-a-porter) относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что индустрия моды базируется на самых современных технологиях, материалах, становится все более демократичной и ориентируется на широкие слои населения, следя за вкусами своей публики и опережая их.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН

Одной из старейших и наиболее распространенных на сегодняшний день областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся и оформление книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, этикетки и торговые марки, фирменные знаки и шрифтовые гарнитуры, этикетки и другие элементы единого визуального стиля фирмы, рекламная продукция на щитах и фасадах в городе, заставки и рекламные ролики на телевидении и многое другое.

АРТ – ДИЗАЙН (ART - ИСКУССТВО)

Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно прикладном искусстве. Усилия дизайнера направлены, первую очередь (и, часто, единственную) на организацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения ( или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. Произведения здесь, как и в искусстве зачастую носят единичный штучный, элитный характер, при этом само формообразование в основе своей базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды и др.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН

Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником в работе, облегчающим рутинный труд графического оформления, освобождающий его время для творческого поиска художественной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических средств дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные пакеты художественно-графических и конструкторских программ, включая трехмерную графику; инженерных, настольных издательских систем. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, проверку его функционирования в экстремальных условиях. Однако такие узкоспециализированные интеллектуальные программы дорогостоящи, их могут приобрести только крупные промышленные фирмы, занимающиеся выпуском автомобильной, авиационной и другой сложной техники.

Компьютерный дизайн стремительно развивается из прикладного, обслуживающего и превращается в самостоятельный вид дизайнерской деятельности. Одной из форм его проявления стал компьютерный телевизионный дизайн с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Другим, набирающим силу направлением в компьютерном дизайне, стали так называемые Web-site в интернете, где вся система информации, графические изображения строятся по своим, строго определенным правила

Кустарный дизайн - скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.

Китч - примитивный, тупой (кухонный) "дизайн", в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch ("набросок").
Один из словарей подробно объясняет этот источник: "Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch". Некоторые значения, существующие еще на этапе формирования термина и отраженные в немецких этимологических словарях, остаются в нем по сей день: коммерческое бытование (использование при описании китча слов "продажа", "распродажа", "сбывание"); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие"подделка под что-либо ценное и новомодное.


Источник: http://tnu.podelise.ru/docs/index-298691.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

1. Область дизайна, как вида художественно-творческой деятельности В чем ходят в крокус сити


Что такое дизайн деятельность Определение дизайна.Сущность дизайна. Дизайн как феномен XX века
Что такое дизайн деятельность Становление и развитие дизайна как деятельности. Студопедия
Что такое дизайн деятельность 3. Что такое - дизайн? Основные функции дизайна
Что такое дизайн деятельность Виды современной дизайнерской деятельности
Что такое дизайн деятельность Виды дизайнерской деятельности
Что такое дизайн деятельность ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙН -ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответы что такое дизайн 100 лучших фото идей: гобелен в интерьере квартиры Бабочки для штор оптом в Украине. Сравнить цены, купить Дизайн квартир 2017. 41 фото новинок Езгггг: ей Єгп


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ